Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Комитет технического регулирования и метрологии

  • Более 73 заседаний Региональных штабов было проведено за 2017 год 
  • 1228 - проверок проведено Департаментами Комитета за 2017 год
  • 69500 - Количество нормативных технических документов в Едином государственном фонде
  • 747 - Национальных стандартов разработано за 2016 год

100 конкретных шагов


Информация

по реализации Плана нации – 100 конкретных шагов

III ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

 

Шаг 47. «Поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации. Передача экспертизы проектов в конкурентную среду».

В реализацию шага внесены необходимые поправки в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК».

Утвержден План мероприятий по передаче объемов экспертных работ в конкурентную среду.

Внесены изменения в Правила определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам.

Утверждены Правила аккредитации экспертных организаций.

Совместно с Палатой экспертных организаций разработан План совместных мероприятий по поэтапной передаче видов экспертных работ в конкурентную среду.

Также, Комитетом совместно с Палатой экспертных организаций разработан 3-х летний План по передаче экспертизы в рынок.

Так, по данному Плану 2018-2020 годы ежегодно будут передаваться по 10% экспертизы проектов, что позволит к 2020 году частному рынку проводить экспертизу до 90% от общего числа проектов.

Создана Палата аккредитованных экспертных организаций.

В настоящее время Комитетом выборочно проводится мониторинг и анализ выданных экспертных заключений аккредитованными экспертными организациями на предмет соответствия действующему законодательству.

 

Шаг 49. «Внедрение системы Еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил (СНиП), применяемых с советского периода»

- разработаны и утверждены новые типовые учебные программы для студентов ВУЗов с учетом положений Еврокодов;

- организованы курсы переподготовки и повышения квалификации для специалистов строительной сферы, а также профессорско-преподавательского состава ВУЗов по применению Еврокодов;

- разработаны проекты с применением Еврокодов;

- разработаны и утверждены типовые проекты 9-ти этажного многоквартирного дома.

 

Шаг 55. Привлечение минимум десяти ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки. Информирование международного бизнеса о новых возможностях на международных экономических форумах.

В 2016 году введено в эксплуатацию 2 проекта с участием транснациональных компаний. В 2017 году начато строительство по 3 проектам. В настоящее время в активной проработке проекты 25 ТНК. Также в 2017 году планируется начать строительство по 7 проектам.

 

Шаг 56. «Создание в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с «якорными инвесторами».

В настоящее время в активной проработке находится 5 проектов c «якорными инвесторами». Проекты планируется начать с 2017 года.

Шаг 56.2. «Создание и реализация 3-4 экспортных казахстанских брендов».

Создана Межведомственная рабочая группа по созданию экспортных брендов с участием государственных органов, НПП «Атамекен».

Рабочей группой, определены три зонтичных бренда «Qazaq Organic Food», «Халал»  и «Мясной бренд» ориентированные на такие крупные целевые  рынки как Китай, Иран, Россия. В 2016 г. данные бренды были презентованы и одобрены в Правительстве РК.

В конце 2016 года прошло мероприятие по презентации и продвижению трех зонтичных брендов на рынках Китая и России.

 

Шаг 58. Привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания Единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.

1.  Национальный оператор АО «НК «КазАвтоЖол» определен Единым оператором по содержанию и развитию автодорог;

2. Законодательно закреплены полномочия по:

- привлечению дополнительных источников финансирования на развитие автодорог  в виде негосударственных займов;

- привлечению инвесторов на внедрение платности на автодорогах республиканского значения;

- внедрению платности на автодорогах республиканского значения I, II, III категорий;

- организациям платного движения с включением возможности обслуживания заемных средств и возврата средств инвестора;

- доверительному управлению автодорогами республиканского значения.

Шаг 59. Привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных договоров.

Подписан меморандум о стратегическом партнерстве между Министерством и Немецким энергетическим агентством Dena.

Принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам индустриально-инновационной политики» и утверждены НПА.

Определен оператор энергосервисных услуг на базе АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения». Dena в городе Берлин организована стажировка для специалистов Института.

Создан Реестр энергосервисных компаний, готовых работать по принципу механизма энергосервисных договоров.

Также сформирована Карта энергоэффективности, которая состоит из проектов, готовых к реализации через механизм энергосервисного договора.

Создана рабочая группа по разработке концепции Фонда энергоэффективности.

В 2016 году членами Рабочей группы одобрена концепция создания механизмов финансирования проектов, согласно которой на первоначальном этапе планируется создание в рамках  «ДКБ-2020» субсидирования части ставки вознаграждения, гарантирование по кредитам, направленным на реализацию энергоэффективных проектов, а также льготного кредитования через АО «ФРП «Даму». По результатам апробации данного этапа и после проведения дополнительного детального анализа рынка энергоэффективности будет рассматриваться вопрос создания Фонда энергоэффективности в виде отдельного юридического лица.

В качестве стратегических инвесторов привлечены Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк, USAID и ПРООН.

Шаг 63. «Развитие двух инновационных кластеров как основы формирования наукоемкой экономики. В «Астана бизнес кампус» Назарбаев университета будут размещены научные центры и лаборатории для проведения совместных научно-исследовательских проектов и опытно-конструкторских работ, а также их дальнейшей коммерциализации. Для реализации конкретных производственных проектов парк инновационных технологий будет привлекать местные и зарубежные высокотехнологичные компании (по компетенции МИР).


В рамках данного шага проводится работа по развитию двух инновационных кластеров:

1) Парк инновационных технологий – с уклоном на формирование критической массы отечественных высокотехнологичных компаний через трансфер технологий и развитие собственных компетенций совместно с мировыми технологическими лидерами (ТНК) по следующим приоритетам:

- Умная индустрия;

- Новые материалы и аддитивные технологии;

- Умная среда;

- Новая энергетика и чистые технологии;

- Финансовые технологии, электронная коммерция и новые медиа.

2) Астана Бизнес Кампус (Назарбаев Университет) – с уклоном на НИОКР и коммерциализацию результатов научно-технической деятельности по следующим приоритетам:

- Биомедицина;

- Новая энергетика;

- Высокие технологии (HiTech).


Информация об исполнении, неисполнении либо частичном исполнении мероприятий по данному шагу.


По Парку инновационных технологий.

В целях развития инновационного кластера в г.Алматы Парк инновационных технологий в 2015 году создан Автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий», основными задачами которого являются создание благоприятной экосистемы для развития инноваций, консолидация частного сектора и научного сообщества, а также привлечение инвестиций в целях развития высокотехнологичных компаний.

Автономным кластерным фондом совместно с зарубежными консультантами (Boston Consulting Group и Всемирный Банк) разработана стратегия Инновационного кластера «Парк инновационных технологий», которая была утверждена на Попечительском совете 12 ноября 2015 года. Основными направлениями в стратегии утверждены:

1. Создание 5 Центров развития технологий (центры компетенций) с привлечением якорных инвесторов в лице ТНК (50% софинансирование);

2. Инкубация 50 высокотехнологичных и экспротноориентированных стартап-компаний, в том числе путем привлечения частных инвестиций зарубежных венчурных фондов (не менее 30% с ежегодным увеличением) в рамках реализации программы «Стартап Казахстан».

В этой связи, в целях привлечения ТНК и зарубежных венчурных фондов для создания совместных предприятий в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» от 17 ноября 2015 года внесены изменения в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон РК «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий».

На данный момент продолжается строительство инфраструктуры 2-й очереди СЭЗ «ПИТ» и планируется ее завершение до конца 2016 года. СЭЗ «ПИТ» станет основной площадкой для Центров развития технологий и инкубированных стартап-компаний.  

В рамках нового производства в СЭЗ «ПИТ» совместно южнокорейской компанией DS Multimedia в мае 2016 года осуществлен запуск производственного проекта по  производству LED оборудования: светодиодных осветительных приборов и LED экранов, базирующихся на собственных разработках и технологии корейской компании DS Multimedia Co. В проработке находится проект KazTechInnovations – создание современного инновационного предприятия, направленного на развитие передовых технологий и решений в области электронного приборостроения.

Далее на реализацию стратегии Инновационного кластера в 2016 году из республиканского бюджета выделены средства на софинасирование проектов совместно с ТНК и венчурными фондами.

На сегодняшний день достигнуты договоренности по трем Центрам развития технологий, запуск которых планируется в 2016 и 2017 годах. Уже прорабатываются организационные и технические моменты реализации данных проектов.

На сегодняшний день в целях привлечения венчурного капитала                          для предпосевного и посевного финансирования первых 40 стартап-проектов подписаны меморандумы о сотрудничестве со следующими зарубежными венчурными фондами.


В рамках стартап-тура «Стартап Казахстан» проведен отбор более 600 инновационных проектов в Казахстане, России, Беларуси и Украине. Сформирован шорт-лист из 40 проектов.


В итоге меры в рамках программы «Стартап Казахстан» позволят к 2020 году инкубировать около 50 высокотехнологичных и экспортоориентированных стартап-компаний с 30% участием частного капитала.


Шаг 65. Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Запуск проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «евразийский трансконтинентальный коридор».

В целом работа ведется по основным 3 направлениям: первое – создание национальных законодательных условий, второе – создание международных правовых условий, и третье - инфраструктурное развитие.

 По первому направлению внесены поправки в 12 законов Республики Казахстан по вопросам развития мультимодальных перевозок.

Определены понятия  «оператор смешанных перевозок», «единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента)», «договор смешанных перевозок», «договора взаимодействия при смешанных перевозках», определен порядок осуществления смешанных перевозок и взаимодействие участников смешанных перевозок, а также форма и порядок заполнения Единого документа.

В целях развития контейнерных перевозок данные перевозки освобождены из сферы естественных монополий Республики Казахстан. На сегодняшний день контейнерные перевозки грузов являются перспективным видом перевозок.

Кроме того, законодательно освобождены от корпоративного подоходного налога отечественные судоходные компании – судовладельцев зарегистрированных под казахстанским флагом.

По второму направлению ведется работа по созданию международных правовых условий. Сегодня продолжается работа по присоединению к 7 Межправительственным соглашениям, в прошлом году Казахстан присоединился к 1 соглашению, по 1 соглашению направлены поправки в ООН, по остальным 5 соглашениям ведется работа по проведению внутригосударственных процедур согласования.

По третьему направлению ведется работа по развитию транспортно-логистической инфраструктуры путем строительства транспортно-логистических центров в регионах Казахстана, строительство (приобретение) терминалов в морских и сухих портах Ляньюнган (ШОС, Китай), Бандер-Аббас (Иран), Клайпеда (Литва), Мундра (Индия), строительству Сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

На сегодня запущен сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Также, введен в постоянную эксплуатацию участок железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу, завершен проект по расширению порта Актау в северном направлении. 12 июля 2016 года проведен спуск на воду сухогруза «Жібек жолы».

Вместе с тем, ко Дню индустриализации в декабре 2016 года введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс паромного комплекса в порту Курык. Завершение строительства объектов второго пускового комплекса запланировано на декабрь 2018 года.

 

Шаг 66. Создание международного авиационного хаба. Под Алматы с привлечением стратегического инвестора будет построен новый международный аэропорт, соответствующий мировым стандартам.

По итогам проведенного анализа инвестиционных предложений компаний по предварительному видению авиационного хаба и прилегающей инфраструктуры наиболее привлекательным признано предложение компании «МГ Холдинг», которое согласовано с Главой государства.

По информации компании «МГ Холдинг» в течение 2016 года компанией с привлечением международных организаций произведены работы по оценке технического и финансового состояния действующего аэропорта г.Алматы. 

Также, для привлечения инвестиций и управления новым аэропортом Компания договорилась о привлечении инвестиций из Республики Сингапур. В свою очередь, Республика Сингапур определила координатором реализации Проекта государственное агентство «Singapore Cooperation Enterprise».

В октябре 2016 года от Singapore Cooperation Enterprise» получен Проект межправительственного соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Сингапур в отношении реализации проекта создания авиационного хаба под Алматы (далее – Проект соглашения).

В настоящее время все замечания и предложения государственных органов направлены в адрес компании МГ Холдинг в целях доработки Проекта соглашения.

 

Шаг 67. Развитие авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании «КТЖ» как крупных международных операторов. «Эйр Астана» сосредоточится на международных направлениях и откроет новые направления в основные финансовые центры мира (Нью-Йорк, Токио, Сингапур). Развитие «Эйр Астаны» будет гармонизировано с планами «КТЖ» по развитию альтернативных маршрутов, что позволит снизить стоимость доставки груза более чем в два раза.


Авиакомпания «Эйр Астана» активно развивается как крупнейшая авиакомпания Казахстана с парком ВС 31 самолет, средний возраст которых составляет 6-8 лет. До конца 2020 года ожидается поставка 10 ВС семейства Airbus А320neo, 8 ноября т.г. получен первый самолет данного типа. В 2019 году планируется поставка 2 ВС Боинг 787.

В 2015-2016 годах авиакомпанией открыто 5 рейсов из Астаны (в Париж, Сеул, Тбилиси, Дубай, Тегеран). В 2017 год планируется открытие рейсов из г. Астана в Улан-Батор, Тюмень, Киев, в 2019 году в Токио, Сингапур и в 2020 году – Шанхай, Нью-Йорк.

Для осуществления региональных грузовых авиаперевозок АО НК «КТЖ» планируется создание авиакомпании. Бизнес-план по созданию авиакомпании со статусом государственного грузового авиаперевозчика одобрен на заседании Инвестиционного комитета АО «НК «КТЖ».

Ведется работа по внедрению стандарта безбумажного оформления грузовых авиаперевозок «e-freight», предполагающего замену более 20 документов электронными сообщениями.

Министерством создана нормативная база в части единых требований и технологических процедур по перевозке и обработке багажа, почты и грузов в международных аэропортах РК, утверждены формы электронной грузовой авианакладной, а также Правила информационного взаимодействия при перевозке и обработке багажа, почты и грузов воздушным транспортом.

 

         Шаг 68. Улучшение эффективности государственного регулирования авиаперевозок для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан. Деятельность Комитета гражданской авиации будет ориентирована на модели Британского государственного агентства гражданской авиации и агентства безопасности авиации ЕС.

         Ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются по направлениям:

         - из Китая в Турцию, Россию и Европу;

         - между Украиной и Узбекистаном;



         - между Кыргызстаном и Южной Кореей.

         Казахстанские авиакомпании ежегодно увеличивают транзитный пассажиропоток и долю транзитных пассажиров от общего числа перевозимых пассажиров.

         Дальнейшему развитию транзитного потенциала Казахстана будет способствовать развитие инфраструктуры аэропортов, в том числе расширение аэропорта Астаны в рамках подготовки к ЭКСПО-2017. Также необходимо принятие ряда административных мер, в частности проработка вопроса упрощения визового режима с рядом стран и упрощение процедуры выдачи виз.

         Для улучшения эффективности госрегулирования отрасли гражданской авиации и ориентирования деятельности Комитета гражданской авиации на передовые модели авиационных администраций мира, ведется взаимодействие с Британским агентством гражданской авиации (далее - Агентство).

         В ноябре 2015 года подписан Меморандум о взаимопонимании между МИР РК и Агентством. Состоялось несколько визитов специалистов Агентства в Казахстан. В настоящее время получены проекты Коммерческого и Технического предложения, отработанные в соответствии с замечаниями КГА по итогам встречи с руководством Агентства.

         В настоящее время в соответствии с Законом РК «О государственных закупках» прорабатывается вопрос проведения процедуры государственной закупки услуг по ориентированию деятельности КГА на модель Британского агентства гражданской авиации способом проведения открытого конкурса. В первом полугодии этого года запланировано заключение договора с потенциальным поставщиком технической помощи в рамках данного проекта.

         Итогом работы в рамках проекта станет оказание содействия Комитету в трансформации его деятельности на передовую европейскую модель регулирования отрасли, в том числе с внедрением и применением требований Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) для повышения эффективности его деятельности на уровне передовых авиационных администраций мира.

 

         Шаг 73. Обеспечение международной транспортной доступности финансового центра. Создание сети регулярного и комфортного авиасообщения финансового центра с ведущими финансовыми центрами.

         На сегодняшний день прямые полеты из Астаны выполняются в 6 международных финансовых центров (Франкфурт, Лондон, Дубай, Сеул, Пекин, Париж). В 2019 году планируется открытие сообщений с Токио, Сингапуром и Шанхаем, в 2020 году – Нью-Йорк.



В 2016 году с 24-я странами проведены переговоры и подписаны меморандумы о взаимопонимании и протокола переговоров. Также, заключено Межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Францией.

С начала 2016 года открыто 13 международных маршрутов.

В настоящее время на основании действующих договоренностей в
г. Астана могут выполнять рейсы иностранные авиаперевозчики из 35 стран с правом выполнения 746 рейсов в неделю. При этом фактически рейсы выполняются иностранными авиаперевозчиками из 10 стран с количеством рейсов 47 частот в неделю. Казахстанские авиаперевозчики в настоящее время выполняют рейсы из Астаны в 15 стран, осуществляя 79 рейсов в неделю.

В период проведения ЭКСПО-2017 планируется предоставление права выполнения рейсов в Астану для всех желающих иностранных авиаперевозчиков до 7 рейсов в неделю.


Шаг 74. «Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через Внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам твердых полезных ископаемых Crirsco и запасам углеводородного сырья».

Выполнены следующие мероприятия:

1. Согласно требованиям Комитета по международным стандартам отчетности по минеральным ресурсам и запасам CRIRSCO разработаны:

1) Кодекс стандартов публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC);

2) Руководство по Гармонизации стандартов отчетности Казахстана с международными стандартами по системе CRIRSCO;

3) Кодекс «Профессиональная этика эксперта»;

4) «Порядок привлечения независимых экспертов и экспертных групп, проведение независимой экспертизы недр и оплата их услуг»).

2. В соответствии с требованиями CRIRSCO созданы:

1) Объединение юридических лиц «Казахстанская Ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, Минеральных Ресурсах и Минеральных Запасах» (далее - KAZRC);

2) Общественное объединение «Профессиональное объединение независимых экспертов в недропользовании» (далее - ПОНЭН).

 

Шаг 75. Внедрение для всех полезных ископаемых упрощенного метода заключения контрактов, используя лучшую мировую практику.

17 июля 2015 года на МВК одобрена концепция проекта Кодекса РК «О недрах и недропользовании», в рамках которой предусмотрен переход на упрощенный метод предоставления права недропользования согласно лучшей мировой практике (австралийский метод).

Разработанный проект Кодекса в конце 2016 года представлен на рассмотрение участникам рабочей группы.

3 февраля 2017 года проведены общественные слушания по проекту Кодекса и сопутствующему к нему законопроекту, по итогам которых получены рекомендации от представителей общественности.

Министерством разработан сопутствующий к проекту Кодекса Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» и проекты подзаконных нормативных правовых актов.

Кроме того, проделана работа по освещению концептуальных положений проекта Кодекса.

В рамках мероприятий 75 шага – Плана нации: Национальный банк данных минеральных ресурсов (далее – НБД) и создание лабораторной базы, с января 2017 года проведены следующие мероприятия:

• АО «Казгеология» был представлен План реализации проекта НБД;

• Технико-экономическое обоснование по проекту НБД было направлено в Министерство информации и коммуникаций на экспертизу в сфере информатизации.

• Получено отраслевое заключение на ТЭО НБД от Министерства по инвестициям и развитию РК;

• АО «Казгеология» были проанализированы предложения по зданиям для целей размещения лаборатории в г. Караганды;

• АО «Казгеология» прорабатываются вопросы с потенциальным партнером по условиям совместного сотрудничества;

• Для финансирования проектов АО «Казгеология» инициирована разработка инвестиционного предложения и корректировка финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций.

В рамках действующего Закона «О недрах и недропользовании» в пилотном режиме осуществлено предоставление права на разведку в упрощенном порядке, по Австралийскому методу, в районе города Степногорск, ВКО, Аркалык-Шубаркуль.


Скачать


Блог министра

Касымбек
Женис Махмудович

ВСТРЕЧА С НАСЕЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ
ПАРТИИ «НУР ОТАН»

загрузка карты...